Четверг, 19.06.2025, 03:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Январь » 20 » Творческий портфель композитора
08:48
 

Творческий портфель композитора

Творческий портфель композитора

Я, как мальчик, полезший за самыми вкусными плодами наверх,-
и от земли далеко и спускаться нельзя, и хочется эти плоды сорвать,
и ветви тонкие качаются, а отступать некуда... Евгений Дога

"Однажды, когда я был еще босоногим мальчишкой, Судьба привела меня к огромному, как мне тогда казалось, инструменту. Это был черный, лакированный, с длинным хвостом рояль. За инструментом сидел небольшого роста человек в очках и перебирал на нем отдельные звуки, которые мне предстояло повторять голосом.
Позже я уже сам подошел к роялю и почему-то из всех, случайно нащупанных клавишей, пальцы остановились на трех белых. Эти клавиши как токи заряжали мою детскую душу. Это был до-мажорный аккорд, чистый, светлый и бесконечный. Десятки лет я искал все новые и новые клавиши, новые звуки, пытался подключиться к Вселенскому органу, но меня все больше и больше тянет к тому, до-мажорному, аккорду, что случайно зазвучал для меня когда-то и таинство которого не распознал и вряд ли распознаю до конца и сегодня."

«Создавая, я всегда ищу конкретные рамки, конкретный «колышек привязки». Нас, людей, связывает одна общая тайна. Один момент совпадения. Он всегда есть. Если он услышан кем-то в твоей музыке, человек оказывается во власти твоего произведения. Он будет потом думать о своем, пусть думает, но отныне он - твой соучастник. Кстати, и музыкант, когда пишет, тоже проходит через стадию «момента», то есть попадания в точку. Происхождение этого попадания - тайна. Скажем, сроки меня поджимают. Мне надо писать как можно быстрее. Но, увы, не идет! Сажусь читать какую-то книгу. Осталось три дня, а я все читаю. А потом чувствую - пришло! Только бы уложиться в сроки. Что-то мне задало необходимую формулу, что-то эмоциональное, трудно объяснимое, или герои только что прочитанной книги.

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Переход к созданию классической музыки произошел совсем не просто. Пять лет изучал композицию в консерватории в классе профессора Лобеля. Около трех лет пришлось писать периоды и вариации на них. Как потом показала жизнь, это послужило крепчайшей школой работы над музыкальным материалом, особенно в таких жанрах, как музыка для театра и кино.

После окончания второй консерватории, где помимо композиции прошел и симфоническое дирижирование, последовали два года полного творческого молчания.


Он решил больше никогда не писать, ибо как учили - не хотел, а как хотелось - не умел. И лишь случайно Г. Водэ пригласил для написания музыки к фильму "Нужен привратник" по И. Крянгэ. Так началась новая творческая жизнь. Сегодня Е. Дога - автор симфонии, многих вокально-симфонических произведений, среди которых "Реквием", "Белая радуга", "Да здравствует солнце". Четыре струнных квартета, двух балетов "Лучафэрул" и "Венансия", нескольких сборников песен, романсов, пьес для различных инструментов. Сейчас создается концертная опера "Диалог любви" о М. Еминеску и В. Микле на татарском языке, право на постановку которой у Татарстана.

Есть произведения, которые словно излучают свет. К ним можно отнести "ЛУЧАФЭРУЛ" Михаила Еминеску. Это романтическая поэма, в которой изображена прометеева судьба творца, гения, помыслы которого не всегда понятны уму и сердцу простых смертных, втянутых в борьбу за существование.

Это поэма об одиночестве художника, гения, о невозможности простого человеческого счастья и о его извечной притягательности для всех. Поэма о чистом духе, страдающем и земном.

"Меня манил сюжет «Лучафэрул». Но готовым к нему я себя не считал. К классикам я отношусь... своеобразно. Положим - классики висят на стене в золоченых рамках. А если нет табуретки или лестницы, чтобы стать вровень? Что говорить об Еминеску если он не портретом сияет, а звездою в небе? До нее и лестницы не хватит. И все-таки мы с Эмилем Лотяну когда-то решили балет по Еминеску создать. Но балет необычный, со словами, ибо как можно обойтись без слова Еминеску? Оно настолько емко, сильно и выразительно, что вряд ли ему можно найти адекватный заменитель. С самого начала мне стало ясно, что это будет нечто вроде балета-оперы, балета-оратории... Мыслилось даже, что балет пойдет в сопровождении чтецов... Чтецы из сценической постановки ушли в силу технических причин, они остались в партитуре. Может быть, когда-нибудь они появятся и вместе с ними балет, таким, каким он был задуман. Начал я писать балет еще в семьдесят третьем году. Но как только дошел до характеристики Лучафэрула - остановился. Я был просто не готов. Я не нашел для него музыкальных слов. Я лихо взялся, а потом остановился. И еще десять лет работал - писал песни, музыку к кинофильмам, массу других вещей, пока не приступил к видеофильму для детей «Этот фантастический мир» и почувствовал, что где-то рядом с этой ирреальной музыкой и лежит вечный мир звездного неба, где жил Лучафэрул. Я много думал... И вдруг быстро, за рекордно короткий срок - два с половиной месяца - создал балет. Можно сказать, писал обеими руками, лишь изредка касаясь рояля. Написана эта вещь с кровью и ничего изменить в ней мне не хотелось бы и сейчас".

МУЗЫКА ДЛЯ КИНОФИЛЬМОВ

Евгений Дога: "Я с удовольствием работаю для кино и, меня радует, когда музыка "сходит" с экрана в жизнь. Предугадать никогда невозможно, когда случится такое, когда - нет". Когда он написал музыку к первым ста фильмам - сбился со счета, сейчас их, больше двухсот.

Дебют в качестве кинокомпозитора состоялся в 1967 году в фильме режиссера Герге Водэ «Нужен привратник» по мотивам известного произведения «Ивана Турбинкэ». Добрая сказка требовала хорошей интерпретации и начинающий композитор блестяще справился с этой сложной задачей.

В 1960-1970 годы почти к половине фильмов, снятых в эту пору на студии «Молдова фильм» музыку написал Е. дога. В 1969 году Евгений Дога пишет музыку сразу к нескольким фильмам: «Свадьба во дворце» (Влад Иовиуэ), «Один перед любовью» (Герге Водэ), «Десять зим за одно лето» (Валерий Гаджиу) и музыку к мультфильму «Кошелек с двумя денежками» (Антон Матера).

Настоящим экзаменом для зрелости стал для маэстро фильм «Лэутары» (1971). Это музыка создавалась на основе лучших жемчужин молдавского музыкального фольклора. Именно с этого фильма началось творческое содружество режиссера Э. Лотяну и композитора Е. Доги. Фильм «Лэутары» принес авторам «Серебряную раковину» на международном кинофестивале в Сан - Себастьяне (Испания 1972).

А фильм «Табор уходит в небо» (1976)- стал дебютным фильмом Е.Доги на студии «Мосфильм». Этот фильм завоевал Гран-при - «Золотую раковину» на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (Испания 1977).

В 1975 году во время работы над фильмом Евгению Дога пришлось пройти настоящую цыганскую "академию" вместе с режиссером Эмилем Лотяну. Отбирая артистов на фильм, пришлось прослушать весь доступный репертуар цыганских мелодий, тысячи людей со всего Советского Союза. Между цыганскими кланами существует негласная ревность, и поэтому объединить их было очень сложно. И тем не менее, когда были сделаны первые пробы, и записан один вступительный номер с оркестром, окончательно наступили примирение и любовь. Все фильмы Лотяну снимались по предварительно написанной музыке, вся она должна была быть написана заранее. Дога сидел за фортепиано день и ночь. Раздается телефонный звонок: "Приходи к нам встречать Старый Новый Год" - приглашают друзья. Дога долго отговаривался, что у него срочная работа. "Ничего,"- говорят, - "здесь у нас и поработаешь!" Ладно, согласился композитор. Ноты - в один пакет, подарки - в другой, сел в такси и поехал. Утром он предполагал сдать ноты в переписку, чтобы к вечеру они поали в оркестр. Вышел напротив дома друзей, идет и вдруг хватился... "О ужас! Где ноты! - В такси!" А такси уже заворачивает на Садовое Кольцо. Катастрофа! Пришел в дом к друзьям, голова раскалывается. Привлек к розыску всех: и МУР, и знакомых - ничего. И тогда Дога решил, что самое время сесть и все написать заново с самого начала. Ведь невозможно среди тысяч водителей 20 таксопарков Москвы найти того, у которого рукописи. Ему было трудно вспомнить все, что он написал тогда, но увертюра, финал, приезд и встреча были написаны за одну ночь.Именно музыка сделала этот фильм таким цельным, поэтичным, выразительным, благодаря ей была создана романтическая атмосфера горьковских новелл.

Ра6ота на "Мосфильме" более двадцати лет утвердила Е. Догу мастером высокого класса и расширила границы его творческой лаборатории от Киргизии до Прибалтики, Варшавы, Белграда, Хельсинки, Мюнхена, Бухареста.

Одновременно с музыкой к «Табору» Евгений Дога работает над телефильмом «Кишинэу...Кишинэй», к которому была написана песня «Мой белый город» на стихи В.Лазарева.

«Визитной карточкой» композитора стал его знаменитый вальс, написанный к кинофильму "Мой ласковый и нежный зверь"

История появления на свет «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», кстати, тоже красноречива одним «моментиком», о котором рассказал композитор. Когда приступили на "Мосфильме" к работе над этой картиной, Э. Лотяну все время наставлял Е. Догу, что это - не "Табор" и музыка не должна здесь так сочно звучать, что это фильм о другом мире. Лотяну имел обыкновение снимать фильмы под фонограмму. Принципиально. Может быть, потому, что так он яснее видел динамику кадра, или музыка помогала ему чувственно проникнуться смыслом сцены - неизвестно. Вся съемочная группа томилась в ожидании: вальса к ключевой драматической ситуации фильма, первой сцене свадьбы Оленьки, не было, не было «кардиограммы» фильма, как потом образно назвал вальс Лотяну.

... Все это время Дога, однако же, не бездельничал - он пропадал в архивах музея Глинки, искал вальсы времен 80-х годов XIX века, пытался что-нибудь скомпилировать, но найти ничего не мог, ничего не нравилось. Старые записи на металлических дисках казались ему дребеденью: "Такую дребедень я и сам напишу!". И буквально за два дня до съемок врывается разъяренный Лотяну и коротко спрашивает: "Где вальс?". Дога стал наигрывать что-то банальное, как он сам сейчас говорит, эскизы одного, другого, третьего. Лотяну свирепеет. А в стороне лежал эскиз, написанный зеленой пастой, так, как бы "для себя". Дога подхватил ноты, проиграл первые фразы, и Лотяну убедил его, что это оно самое и есть. Вальс не мог не изменить и не одухотворить сцену. Режиссер начал выкладывать ее драматургию. В 11 вечера он ушел, а Дога остался один на один с идеей придуманного на свою голову вальса, от которой ему было жутковато.

К утру следующего дня все было сдано в работу, а вечером сыграно оркестром кинематографии. На следующий день, а это было начало лета, в Валуеве, под Москвой, съемочная группа, лежа на траве, десятки раз прослушивала вальс. Никто и не подозревал тогда, какая счастливая судьба сложится у этой музыки. Нет перехода метро в Москве, нет дворца бракосочетания, в котором бы она не звучала. На свадьбах этот вальс - любимая музыка, под которую молодожены танцуют свой первый танец. Его популярность - загадка для самого композитора. Ему кажется, что у него есть более интересная музыка, которая не стала такой популярной. "Почему это так? Ну и пусть. Я тоже могу ошибаться..." - задумчиво говорит Дога.

Позже Лотяну признался, что тот вальс на озере - живой нерв фильма «Мой ласковый и нежный зверь», «тончайшая паутина звуков, сотканная из грез и былей, порывов и предчувствий...» Музыка без слов написала чью-то драму души. Она расширила пространство драмы, протянула куда-то за экранное изображение линию судьбы героев. И так получалось с музыкой Доги к кинофильмам - особенно Лотяновским - не раз.

Кинофильм "На Муромской дорожке"

Остросюжетный приключенческий фильм, снятый режиссером Федором Петрухиным на музыку Евгения Доги в 1973 году на киностудии "Союз" киноконцерта "Мосфильм" и кинокомпанией "КИНКОМ КОНТИНЕНТ".
Когда Дога познакомился с Ф. Петрухиным, режиссер произвел на него очень хорошее впечатление. Это спокойный, рассудительный и философичный тип человека, поэтичный и предупредительный. Он сказал, что мечтает работать с композитором и рассказал ему сюжет будущей картины "На Муромской дорожке". Там предстояло значительную часть музыки озвучить в китайской манере.

Дога вспомнил свои поездки по Юго-Восточной Азии, буддийские храмы, не поддающееся описанию очарование Востока. Ему не составило особого труда вжиться в новые для себя музыкальные ритмы и гармонии и на свет появилась китайская музыка молдавского композитора. При просмотре фильма посол Японии в России спросил, откуда эта японская музыка, и был поражен, что она написана Догой.
Жемчужиной фильма, по мнению автора, является сцена с актером Ливановым, который исполняет песню о России на стихи Ф. Петрухина.

Фильм "Королева Марго"

Производство телесериала "СТУДИЯ ШАНС" Продюсер Сергей Жигунов Режиссер-постановщик Александр Муратов

"...Удивительно устроен человек: он большей частью устремлен в будущее, но огромная часть его в прошлом и лишь частица - в настоящем. Работа над фильмом "Королева Марго" позволила перенести черту моих творческих замыслов далеко в прошлое, на много столетий. Это счастливый случай, ибо в каждом из нас живет еще дыхание наших предков. Наш мозг и мышцы движимы импульсами крови воинов, виноградарей, пастухов, влюбленных и разочарованных молодых обитателей Карпат, Апенин, Пиренеев... Когда Сергей Жигунов, прекрасный актер и продюсер, предложил написать музыку к телесериалу "Королева Марго" по роману А. Дюма, я обрадовался не только заманчивой работе, но возможности побывать в самом себе из прошлого. Уже по дороге из студии домой меня стало дергать за рукав "Рондо", будущая сцена из фильма. Оно пришло ко мне первым, а потом "Гугеноты", тема любви Марго и Ла Mоля... Мне хотелось быть в стороне от того, что происходит на экране и не отображать действие, а комментировать его. Меня влекло к медитативности, красоте и жестокости фабулы. Это были герои счастливые и несчастные одновременно, а я - их маленький пра- пра- пра-внук, услышавший через бездну веков, гребни горных хребтов, волны морей, взрывы вулканов и скрежет копий биение их сердец, их осмысленную бессмыслицу, стремление распрямиться, когда давило время, раздвинуть локти, когда давили стены, вдохнуть полной грудью, когда она в тяжелых цепях. Испытать эту связь времен - великое счастье.
Возможности исполнительского характера были неограниченные. Мне хотелось придать звучанию суровость и нежность, жесткость и ажурную легкость. Не все получилось именно так, но очень хочу надеяться, что что-то удалось, и музыка полюбилась Вам. Для автора это - наивысшая плата за его труд..."

Фильмография

  • 1969 — Нужен привратник
  • 1971 — Лаутары
  • 1970 — Взрыв замедленного действия
  • 1972 — Весенние созвучия
  • 1973 — Дом для Серафима
  • 1974 — Гнев
  • 1975 — Табор уходит в небо
  • 1976 — Случай на фестивале
  • 1976 — Стажёр
  • 1978 — Мой ласковый и нежный зверь
  • 1979 — Я хочу петь
  • 1979 — Весенняя Олимпиада, или Начальник хора
  • 1980 — «Мерседес» уходит от погони
  • 1981 — Мария, Мирабела
  • 1982 — Портрет жены художника
  • 1982 — Восьмое чудо света
  • 1983 — Одиноким предоставляется общежитие
  • 1983 — Найди на счастье подкову
  • 1983 — Гонки по вертикали
  • 1983 — Анна Павлова
  • 1984 — Зачем человеку крылья
  • 1984 — Если можешь, прости
  • 1984 — Хроника одного лета
  • 1984 — Как стать знаменитым
  • 1984 — Что у Сеньки было
  • 1985 — Валентин и Валентина
  • 1985 — Танцплощадка
  • 1985 — С юбилеем подождём
  • 1986 — Затянувшийся экзамен
  • 1986 — Дикий ветер
  • 1987 — Причалы 1987 — Лучафэрул
  • 1988 — Коршуны добычей не делятся
  • 1988 — Дикарь
  • 1988 — Стук в дверь
  • 1989 — Неприкаянный
  • 1989 — Мария и Мирабелла в Транзитории
  • 1990 — Захочу — полюблю
  • 1991 — Взбесившийся автобус
  • 1991 — Маэстро с ниточкой
  • 1991 — 1000 долларов в одну сторону
  • 1992 — Виновата ли я
  • 1992 — Убийство в Саншайн-Минор
  • 1992 — Казино
  • 1992 — Без улик
  • 1993 — Несравненная
  • 1993 — На муромской дорожке
  • 1993 — Чёрный аист
  • 1994 — Джамиль
  • 1994 — Господа артисты
  • 1994 — Бульварный роман
  • 1995 — Грешные апостолы любви
  • 1995 — Чёрная вуаль
  • 1996 — Милый друг давно забытых лет
  • 1996 — Королева Марго
  • 1996 — Искушение
  • 1997 — Сделай мне больно
  • 1997 — На заре туманной юности
  • 1999 — Опять надо жить
  • 2001 — Прокрустово ложе
  • 2003 – Благословите женщину
  • 2004 — Весьегонская волчица
  • 2009 – фильм «Рябиновый вальс»

ДЕТСКАЯ ТЕМАТИКА

Серьезные темы, затронутые композитором в кино, отнюдь не мешают ему работать с детской аудиторией.

Надо отметить тот особый вклад, который внес Е.Дога в развитие молдавской мультипликации. Он написал музыку к таким мультфильмам как: «Коза и трое козлят» (1968), «Секрет ЛСУ»(1974), «Парта Гугуцэ» (1975), «Гугуцэ почтальон» (1976), «Дети, солнышко и свет», «Остановите поезд» (1982), «Роза которая умела краснеть» (1982).

Особенно полюбился маленьким почитателям многих стран мира кинофильм "Мария, Мирабелла " знаменитого румынского режиссера Ион Попеску Гопо.
Ион Попеску Гопо - известный румынский режиссер и мультипликатор. Работать с ним - было большим счастьем для Е. Доги. Когда в 1979 году от него поступило предложение написать музыку к фильму "Мария, Мирабелла", Дога вместе с поэтом Григоре Виеру, чтобы добраться в Бухарест, впервые пересекли реку Прут. В те времена поехать из Молдовы в Румынию было большим событием. Мы жили не за железным, но все равно за занавесом. Гопо, как каждый режиссер, сразу предупредил, что ему нужна гениальная музыка. "Ну, а где же я ее возьму?" - спросил композитор. "Найдешь!" - отпарировал режиссер.

И однажды утром уже в Кишиневе, когда потоки солнечных лучей хлынули в окно кабинета маэстро, они самым непостижимым образом сложились на нотных листах в мозаику чистых звуков чудесной музыки. Дога тренькал на фортепиано и в какое-то мгновение ему показалось, что его и нет вовсе, а лишь душа его невесомо парит в пространстве. Это была именно та музыка, которую ждал режиссер. И лишь сцена с гусеницами никак не получалась из-за стихов Г. Виеру, который жил в бухарестской гостинице через стенку от композитора, он уже избегал Догу. Каждое утро маэстро стучался к нему и спрашивал: "Как поживают гусеницы?". А поэт никак не мог "вжиться в образ", мучился ужасно.

И вот в очередной раз Дога постучался, а поэта нет. Он убегал из номера ни свет, ни заря, чтобы только не встречаться с докучливым соседом. Дога стал стучаться еще раньше, чтобы спросить у бледного, костлявого, заспанного, измученного поэта: "Как поживают гусеницы?". Виеру в отчаянии заявил, что эти гусеницы съедят его заживо. А что там есть с такого худющего! Он вскоре написал блестящие стихи к этой праздничной феерии красок и звуков. Фильм "Мария, Мирабелла" получился ярким и праздничным. Композитор использовал широкий арсенал выразительных средств и жанров - оперную арию, старинную балладу и танец в стиле «диско».

Е. Дога написал также множество детских песен и кантат. Это, в частности, кантата «Белая радуга»на стихи Э. Лотяну (1984), «Гимн солнцу»- вокально-хореографическая сюита на стихи Г.Виеру, кантата «Пусть будет мир» на стихи И.Подоляну (1987), песни «Дождик»на стихи ГВиеру и «Дед мороз» на стихи А. Пэунеску (1993).

Он пишет детские песни постоянно. В программах его концертов всегда есть детские блоки. А когда он переехал жить в Москву, он собрал детишек 6-7 лет из своего подъезда в ансамбль «Крылатские козявки». С ними он часто выступал и по телевиденью, и в Доме композиторов.

Просмотров: 1962 | Добавил: prowither | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Январь 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz