Boris Tchaikovsky
— Я ценю
интерпретаторов — и верных "букве" композитора, и привнесших свое
понимание, сопереживание. Приведу пример: Нейгауз и Софроницкий,
исполняя Шумана, были оба верны авторскому тексту, но насколько
по-разному звучал Шуман и у Нейгауза, и у Софроницкого! Я сотрудничал со многими
исполнителями. Творческая судьба почти всех
моих сочинений связана с их энтузиазмом, за что я им очень благодарен.
Концерт для скрипки с оркестром написан по предложению моего друга
Виктора Пикайзена и ему посвящен.
Поэма "Ветер Сибири" посвящена Владимиру Федосееву, под управлением
которого звучат многие мои сочинения. У меня гораздо меньше
произведений, относительно исполнения которых предварительная
договоренность не существовала.
Как будто бы, на первый взгляд, традиционно трактует Б.Чайковский
музыкальные инструменты и человеческий голос, однако и здесь он
неповторим. Возьмем, к примеру, фортепианную музыку. Именно фортепиано
стало для композитора самой ранней формой творческого высказывания, а
возможно и творческой лабораторией. В 1944 году, будучи студентом
третьего курса консерватории, он играет на экзамене свою Первую сонату.
В 1971 — в расчете на свои артистические возможности пишет Фортепианный
концерт, сочетающий техническую масштабность и тонкость лирического
переживания. Сам прекрасный пианист, Б.Чайковский вплоть до последнего
времени исполняет свои сочинения. И его трактовка, пожалуй, самая
убедительная и точная.
Композитор никогда не пользовался эффектами "приготовленного"
фортепиано, но ему неизменно удавалось выявить богатейшие красочные и
технические средства инструмента. Он писал для рояля просто и ясно.
Многие фортепианные опусы Б.Чайковского созданы в детские и юношеские
годы. Автор, по-видимому, считает их важными в своем творчестве, так
как в середине 80-х годов опубликовывает их, не подвергая коренной
переработке. Художественная самобытность детских пьес Б.Чайковского тем
более примечательна, что заниматься музыкой композитор начал не столь
рано.
— В моем развитии мне помогла семья. Мама очень хотела, чтобы я учился
музыке, она была врачом, отец преподавал экономическую географию в
высшем учебном заведении. Он самоучкой выучился играть на скрипке и в
свободное время музицировал. Родители очень любили музыку, водили нас с
братом в театры, на концерты. У мамы был хороший музыкальный вкус,
кстати, она любила Прокофьева, а я не очень. И вот как-то она дает мне
три рубля и говорит: "Сходи в кино, посмотри "Александра Невского", да
слушай внимательно музыку!". Но в музыкальную школу отдали меня году в
35-м, когда мне было лет десять-одиннадцать. У меня был очень хороший
учитель Славин. Это был замечательный музыкант, который мог бы стать
широко известным (к сожалению, по доносу он был посажен в тюрьму,
больше я о нем ничего не слышал. Он бесследно исчез). Я быстро
продвигался, и мама заметила, что я играю что-то "не то". Славин
посоветовал купить мне побольше нотной бумаги...
Б.Чайковский по-прежнему верен классическому идеалу красоты, за что его
нередко упрекают зарубежные критики7. И в этом видится нечто, роднящее
его с Моцартом. Но не будем прямолинейно понятыми: как уже говорилось,
светлые, оптимистичные страницы нередко соседствуют в музыке
Б.Чайковского с глубоким драматизмом, мрачными предчувствиями.
Воплощенный композитором образ красоты чужд слащавой красивости, строг
и возвышен: в этой строгости улавливается также несомненная связь с
высокими образцами античности.
В стоической верности художника "эстетическому кредо красоты" ощущается
его стремление спасти человека от моральной деградации, а искусство в
период кризиса — от пустоты антигуманизма.
— Кризисная эпоха в музыкальном искусстве наблюдается на всех уровнях:
музыкального творчества (выше я уже кратко сказал, в чем), музыкального
образования и падения вкусов публики. Уровень образования стал заметно
ниже. Студенты приходят в консерваторию, а не знают азбуки,
элементарных норм формообразования, чему раньше учили в училище и даже
в школе (хотя, конечно, есть и хорошие ребята).
Вспоминаю свои занятия в
музыкальной школе. (Мне везло на учителей с детства, это были знатоки
педагогики!). По фортепиано я учился у Елены Фабиановны Гнесиной — она
организовала группу особо одаренных детей, а класс детского сочинения
вел талантливый педагог Евгений Иосифович Месснер.
Как он умел объяснять нам сложнейшие истины, причем не "сюсюкая",
например, разработку: "Вот у тебя один мотив, вот второй, вот третий и
т.д. Ты возьми один из них, например, первый, проведи его в другой
тональности, потом еще, и пошло! А дальше — сам знаешь, что надо
делать!". Потом Месснер начал учить меня оркестровать. Принес партитуру
Чайковского и обращает внимание: видишь, как у него голоса
оркестрованы, — пара и пара — это "наслоение", а это "перекрест", а это
"окружение" (и все сопровождалось выразительным показом на пальцах). Я
никогда не пользовался приемом "окружение", но запомнил его на всю
жизнь.
И в консерватории мне повезло,
потому
что Шостакович и Мясковский были не только великими композиторами, но и
настоящими педагогами. Шостакович ничего не навязывал, он, скорее,
направлял. Когда я достиг, по его мнению, необходимого
профессионализма, он предоставил мне большую творческую свободу. Но до
этого действительно меня опекал — недель шесть.
Николай Яковлевич всегда, если
хотел что-либо объяснить, показывал, как это сделано у того или иного
крупного мастера. Крепкую профессиональную базу я получил еще в
училище. Меня даже освободили в консерватории от занятий по гармонии.
[...] ("Музыкальная академия", 1996, № 1. С.
5–10.)
|
|