Четверг, 19.06.2025, 03:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Март » 9 » Маленькие гении и «синдром бывшего вундеркинда»
04:26
 

Маленькие гении и «синдром бывшего вундеркинда»

Маленькие гении и «синдром бывшего вундеркинда»


Каждый родитель - как только его ребенок появляется на свет - мечтает о том, чтобы он был если не гениальным, то хотя бы талантливым. Чудо-ребенком, по-немецки - вундеркиндом. Как Моцарт, который в трехлетнем возрасте уже выступал с концертами. Как Грибоедов, который в одиннадцать лет поступил в университет. Как...

Впрочем, вундеркиндов-малолеток видел, наверное, каждый. А вот как складывается судьба этих чудо-детей после того, как они стали взрослыми, мало кого интересует. И напрасно. Как известно, за все надо платить, и одаренные от природы дети в этом плане не исключение.

Косте было три года, когда он сам научился делать беглые исчисления в уме, а немного погодя - бегло читать. В пятилетнем возрасте он умел вычислять в уме логарифмы, хотя этому не учат ни в школе, ни в университете - есть таблицы. По самоучителю научился играть на пианино по нотам любимые песни. В семь лет самостоятельно до тонкостей разобрался в Периодической таблице Менделеева, а в восемь лет уже решал сложные физические задачи, доступные лишь четырнадцатилетним одаренным подросткам...

«Синдром бывшего вундеркинда» - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться. Более того, специалисты включают одаренных детей в «группу риска» наравне с умственно отсталыми, эпилептиками, сиротами и даже... малолетними преступниками.

Всех их объединяет высокая степень вероятности того, что на их жизненном пути будут преобладать неустроенность, одиночество, непонятость другими, повышенный риск заболеваний. Но если, как говорится, к «Богом обиженным» общество относится со снисходительной жалостью и пытается хоть что-то для них сделать, то до «Богом одаренных» детей никому, кроме их родителей, дела нет. Их судьба, как это ни парадоксально, общество заботит меньше, чем судьба малолетних преступников.

Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Кости испугались. С трудом разыскали специалистов, занимавшихся одаренными детьми. Специалисты определили высокую степень одаренности мальчика и предсказали ему судьбу ученого. А также много проблем. Первая - необходимость обучения по индивидуальной программе. Но об этом тогда нельзя было даже мечтать. И первой отметкой, которую Костя принес из общеобразовательной школы, была... единица.

Природа, щедро одарив человека каким-то талантом, «забывает» порой дать счастливчику шанс-способность удержаться на плаву в общении с окружающим миром - и тогда начинаются бесконечные стрессы. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов, и от гениальности - заодно.

Другие страдают от своей одаренности больше, чем от физического уродства. А некоторые предпочитают даже уйти из жизни, потому что никак не могут приспособиться к ней. Лишь незначительное меньшинство сохраняет свою одаренность до конца дней. Ведь это так непросто...

Словом, жизни большинства одаренных людей особенно не позавидуешь. По модной сегодня терминологии, они имеют чрезвычайно уязвимую энергетическую оболочку, крайне ранимы, излишне чувствительны. Неординарный человек, как правило, в тягость всем и самому себе. Они всегда одиноки, даже в семье, и чем выше одаренность, тем мучительнее одиночество. Страшнее всего - гениальность. Гении - это мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества.

«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», - сказал великий Дидро. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях могли бы стать гениями. Но - к сожалению или к счастью - гениев на Земле единицы. Куда же деваются остальные?

Самый распространенный вариант - так называемая «нормальная одаренность». Специалисты называют ее высокой нормой: природа щедро одарила счастливчиков всем необходимым - высокой способностью к обучению, хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, хорошим здоровьем и соответствующим воспитанием. Про таких говорят: «Брось счастливчика в воду - и он выплывет с рыбой в зубах». Но гениев среди таких счастливчиков - раз, два и обчелся.

Есть еще вариант несостоявшейся одаренности: беспечный, не умеющий трудиться, схватывающий все на лету, но не утруждающий себя дополнительным обучением, плывущий по течению, живущий по принципу наименьшего сопротивления...

Эти люди не изобретут пороха, но они и не стремятся к этому, они как бы декоративны, ими можно любоваться, им можно завидовать, но сами они никакой пользы из своей одаренности не извлекают, разве что возможность проделывать любую работу в минимальные сроки, а затем наслаждаться бездельем.

Второй - худший - вариант несостоявшейся одаренности - это подавление возможной гениальности неправильным воспитанием, стандартным обучением, отсутствием индивидуального подхода. В этом случае из одаренного ребенка вырастает закомплексованный «неконтактный» неудачник с тяжелым характером. И, к сожалению, именно этот тип доминирует пока среди российских вундеркиндов.

Потому что природа не выбирает, в какой стране появляется «нестандартный ребенок». А в России до недавнего времени безраздельно царила пресловутая «казарменная педагогика», когда всех стригли под одну гребенку, а шаг влево или вправо расценивался как побег. Да и сегодня пережитков огульного подхода по всем детям без разбора хватает.

Как сложилась судьба Кости? В 13 лет он поступил в университет, в 17 -в аспирантуру. Учился отлично, легко, увлеченно. Но - неадекватная система образования, неполноценное общение, непонимание общества спровоцировали тяжелое душевное заболевание. И Костя с высоты успеха сорвался в пропасть боли. Чудо закончилось для несчастной семьи страшной трагедией.

Интеллект, творческие способности - главное достояние нации. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими вундеркиндами и не жалеют средств на их выявление, обучение, развитие. Один из государственных секретов Израиля - эффективная система обучения одаренных детей. В США также создана очень действенная система поощрения и развития одаренности. Потому что это выгодно.

История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что одаренные дети - большая ценность для общества, куда большая, чем даже природные ресурсы. Общеизвестно, что «утечка мозгов» из России грозит стать общенациональным бедствием... Если уже не стала.

Приходилось слышать, будто из каждых пяти наших вундеркиндов один заболевает тяжелой болезнью, другой - кончает самоубийством, третий с годами полностью теряет свою одаренность, четвертый находит себя за пределами России и делает там блистательную карьеру, и лишь одному из пяти удается талант на родине. При этом, как уже говорилось, практически у всех возникают сложнейшие проблемы в личной жизни.

Что делать! Эти люди не могут быть такими, как все. Не потому, что не хотят - они просто по-другому устроены, умеют много такого, что недоступно обычному человеку, не способны приспосабливаться к жизни, нормально контактировать даже с самыми близкими людьми, далеко не всегда разделяют общепринятые жизненные ценности. Часто равнодушны к материальным благам, не умеют зарабатывать деньги...

И вот при всем при этом именно они обеспечивают прогресс человечества, потому что для того, чтобы сделать изобретение, как раз и необходимо мыслить «не как все».

Вовсе незачем завидовать родителям одаренных детей: они испытывают невероятные трудности в их воспитании и обучении. Куда большие, нежели родители обыкновенных детей, стремящиеся сделать своих отпрысков вундеркиндами. Часто просто неизвестно, что делать с потенциальными гениями. Сплошь и рядом маленького одаренного ребенка некуда пристроить на учебу, чтобы он чувствовал себя в своей тарелке.

Кроме того, пока еще не встречалось вундеркиндов, прошедших через детский сад, а тем более - через ясли, ибо система нивелирования личности в наших дошкольных учреждениях отлажена виртуозно. Штамповать стандартные «винтики» - привычно, а вот работать со «штучными изделиями» было некому.

Кроме, разумеется, родителей. А они, создавая дома все условия для взращивания гения, тем самым неизбежно обрекают его на изоляцию от сверстников. То есть, спасая от неизбежного для вундеркиндов «школьного невроза», обеспечивают ему почти непреодолимые трудности межличностных отношений в будущем. Найти выход из этого замкнутого круга - задача сложнейшая.

Создавать и поддерживать учебные заведения для одаренных детей стоит немалых усилий и средств. Какую выгоду от этого получает общество? Сиюминутной - никакой. А спустя годы и годы - огромную. Но дело в том, что обучение одаренных детей - вопрос не корыстный, а нравственный. В идеале, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок - одарен он или нет - получил нужное образование. Но в нашем обществе, к сожалению, за много лет сложилась парадоксальная картина: одаренным детям оказывается меньше внимания, чем умственно отсталым.

И все же статистика свидетельствует: не менее 30 процентов вундеркиндов, если создать для них надлежащие условия, достигают в жизни вершин. Да и история знает, что 70 процентов великих людей в детстве были вундеркиндами. Их отличительная черта - они всегда заняты, всегда увлечены своей работой.

Чем тоньше инструмент, тем легче он ломается и тем труднее его починить. Это - аксиома. Но ведь то же самое можно сказать и о человеческой психике, а у одаренных детей она, естественно, тоньше и сложнее, чем у обычных. К тому же, в любом опережении развития есть, наряду с очевидными плюсами, и не менее очевидные минусы.

Поэтому одна из задач работников Сократовской школы - учителей, психологов, врачей - по возможности сгладить все отрицательные последствия такого опережения. Одаренному ребенку нужны не восхищения, а помощь. И здесь готовы ее предоставить. Если эти дети найдут в дальнейшей жизни большое, интересное дело - за них можно быть более или менее спокойными.

Они, особо одаренные, а иногда и гении, - среди нас. Те, кого не затоптало общество, создали современную науку, сделали великие открытия и изобретения, написали лучшие картины, книги, музыку. Природа экспериментирует на них и порой - неудачно. Те, кто платит своим здоровьем и даже жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают все-таки большего сочувствия, защиты и заботы.

В. Сафонов



Источник: rebenok.com

Опубликовано: 11/10/2011

Просмотров: 967 | Добавил: prowither | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Март 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz