Четверг, 19.06.2025, 02:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2013 » Июль » 11 » Психологические технологии арттерапии: музыка в
10:42
 

Психологические технологии арттерапии: музыка в

Психологические технологии арттерапии: музыка в обучении

15.02.2012

Арттерапия: механизмы восприятия музыки


В рамках арттерапии и ее направления - музыкотерапии - широко изучается вопрос механизмов восприятия музыки человеком. Механизмы восприятия музыки обеспечиваются обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции. А цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Следовательно, согласно данным исследований арттерапии, восприятие музыки вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить на сознательном и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия.

Следовательно, под влиянием пролонгированного сенсорного притока в виде фрагментов специально подобранной музыки улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит - повышается способность мозга к обучению.

Арттерапия: музыкальные психологические технологии в обучении


В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность.

Результаты исследования Н.Д.Узлова, Т.Г.Халявиной обнаружили, что музыкально оформленные уроки математики, русского языка в общеобразовательной школе способствуют улучшению памяти, внимания, воображения и снижению уровня личностной тревожности учащихся. Данные арттерапии показывают, что применение музыкальных психологических технологий в контексте учебной ситуации, позволяет использовать звуковые стимуляции в групповых формах, не прерывает учебный процесс и требует минимум дополнительных организационных затрат. Дети младшего школьного возраста не обремененные грузом социально-культурных знаний, воспринимают музыку всем своим существом, позволяя ей воздействовать напрямую.

Использование музыкальных психологических технологий арттерапии в преподавании других школьных предметов способствует решению еще одной важной задачи. Тесное взаимодействие науки и искусства позволяет развивать у детей способность целостного видения окружающего мира. Сочетание музыкального искусства с основами наук в начальной школе гармонизует абстрактно-логическое мышление с образным. Это особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность.

Ричард Кеннерли — американский ученый, исследовавший влияние на умственную работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых колебаний, получивших название бинауральных ритмов, выяснил, что они обеспечивают высокую синхронизацию обоих полушарий мозга.

Широкие возможности музыкотерапии - направления арттерапии


Альфред Томатис предложил метод «слуховое обучение» («слуховая терапия». также имеющая отношение к арттерапии). Его цель состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, что улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение индивидуума. Он утверждает, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, тогда, как низкочастотные, напротив, способствуют утечке энергии. По этой причине высокочастотные звуки он называет " заряжающими звуками " и считает, что звуки c низкой частотой утомляют нас. Если эти звуки продолжают поступать в течение долгого времени, они оказывают негативное воздействие на весь организм. А. Томатис отмечает, что, когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большего сосредоточения и концентрации, организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени почти без напряжения.

Цель слуховой терапии А.Томатиса состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию с помощью музыки.

Вибрация звуков создает энергетические поля, производящие резонанс и движение в окружающем пространстве. Работы Линди Роджерс, музыканта и социолога из Нью-Йорка, показали, что вибрация, рождаемая музыкой, может оказывать и благотворное влияние на пациента, и негативное, если неправильно подобрана. Изучив, например, способность к восприятию музыки пациентов, находящихся под наркозом во время операции, она сделала вывод, что человек никогда не перестает слышать.

Музыкальные ритмы влияют на ритмы нервной системы, которые регулируют обширный биологический пейзаж внутри нашего организма.

Исследователь по изучению рака в Суррее, Англия, Кейпел сделал открытие, которое позволит людям менять свое состояние за мгновения и контролировать боль. Направляя низкочастотные электрические импульсы в мозг человека, Кейпел обнаружил, что различные частоты и профили пучков влияют на выработку различных нейротрансмиттеров — химических посланников в вашем мозгу. Например, сигнал с частотой в 10 Гц увеличивал выработку серотонина — химического вещества, которое вызывает расслабление и смягчает боль. «Каждый мозговой центр генерирует импульсы определенной частоты, основываясь на секреторных функциях его основных нервов, — утверждает Кейпел. — Иными словами, внутренняя система связи в мозгу - его язык - базируется на частотной модуляции».

Если частота воздействия на определенный мозговой центр совпадет с частотой генерируемой данным участком, то можно быстро и резко увеличить производство необходимых нервопередатчиков, что в свою очередь, может помочь снять боль. Таким образом, были выяснены частоты стимулирующие производство основных химических соединений, используемых нашим мозгом. Музыкальные звуки, резонирующие на тех же самых частотах, но на несколько октав выше, стимулирующие генерацию химических посланников могут оказывать влияние на способности личности, ее состояния, поведение.

На международном конгрессе, организованным Профессиональной психотерапевтической лигой, впервые была представлена модальность музыкальной психотерапии (которая сейчас является направлением арттерапии). Основатель данного направления в России В.И. Петрушин, председатель секции во вступительном слове отметил, что в настоящее время потребность населения в музыкально-психологической помощи постоянно растет. Связано это с усложнением условий социальной жизни и разрастанием в ней количества стрессовых ситуаций.

Представленные материалы конгресса показали, что музыкотерапия в нашей стране стремительно развивается, привлекая все большее внимание исследователей.

Было отмечено, что в сложной жизненной ситуации правое полушарие нашего мозга, отвечающее за биологическое выживание, значительно активизируется. В связи с этим у многих детей, переезжающих вместе с родителями из средней полосы на Север, развивается леворукость. В таких условиях правое полушарие нуждается в энергетической подпитке, которую может обеспечить искусство вообще и музыка – в частности.

В настоящее время происходит значительная потеря эмоционального контакта современных матерей со своими детьми. Из-за нарушенной эмоциональной связи ребенок в ответ на просьбы матери всё чаще говорит слово «нет», отчуждаясь от неё. Применение музыкотерапии помогает восстановлению необходимого контакта, делая маму и ребенка более гармоничными и счастливыми.

Использование при родах специальных «родильных» песен, способствуют их успешному протеканию и что особенно важно – без хирургического вмешательства, которое травмирует ребенка. Когда мама поёт какую-либо песню, то ребенок, находящийся в утробе матери, её очень хорошо слышит. Голошение во время родов освобождает шею и одновременно с этим происходит снятие спазма с шейки матки. Дети, которые получали музыкальную стимуляции до родов и в первые годы жизни, развиваются лучше и быстрее - раньше начинают улыбаться, сидеть, ползать, ходить, говорить.

В работе с детьми с задержкой психического развития музыкальная терапия также эффективна. Вовлекая детей в игры на разнообразных детских музыкальных инструментах, даже очень простых по своей конструкции (например, «поющий шланг») можно добиваться впечатляющих результатов.

Раннее воздействие специальной подобранной музыки на созревающий мозг ребенка производит в нем такие позитивные сдвиги, сохраняющиеся впоследствии на всю жизнь. Изучение 100 биографий выдающихся ученых – математиков, физиков и химиков, показало, что все они постоянно в той или иной мере успешно воздействуют на свой мозг при помощи музыки, слушая музыки, или исполняя её.

Музыкальные психотехнологии в России в последнее время приобретают особую популярность. При структурировании различных целей музыкального воздействия очерчиваются широкие перспективы её применения в сферах здравоохранения, образования, бизнесе, кино, рекламе, мерчандайзинге и других областях деятельности человека. Наряду с достижениями современной психологической науки и арттерапии используются возможности моделирования психофизического и психоэмоционального состояния музыкальными средствами, обладающими потенциалом обходить защитные механизмы корковых структур мозга, не требуя участия сознания. В этой связи музыкосуггестия признается высокоэффективным, широко вариативным и универсальным средством.

Халявина Т.Г.
преподаватель Институт позитивных технологий и консалтинга
Современные музыкальные психотехнологии / Т.Г.Халявина // Гуманитарные технологии XXI века : материалы IV региональной науч.-практ. конф., Березники, 2008 г.


Литература

1. Аккумулятор новостей - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.businesstest.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=3894
2. Вуйма, А. Использование музыки в рекламе - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vuima.ru/musicinad.html
3. Генетические коды и музыка - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.yugzone.ru/journal/2007/12/deniel_levitin.html
4. Леви, М.В. Функциональная музыка как явление современной российской культуры. Аналитический обзор - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.medart.ru
5. Материалы конгресса «Вся психотерапия и консультирование» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.health-music-psy.ru
6. Молчанов, И. Екатеринбургский магазин - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyfactor.by.ru
7. Музыка повышает активность мозга - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.yugzone.ru/journal/2007/12/muzika_povishae.html
8. Музыка конструирует мозг - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.yugzone.ru/journal/2007/12/muzika_konstrui.html
9. Об актуальности использования музыки при обучении детей чтению, письму и математике - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.yugzone.ru/journal/2007/12/ob_aktual_nosti.html
10. Огромная сила частот - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.yugzone.ru/brainmusic/Power_of_frequency.htm
11. Окунева, Д., Гаврилов, В. Покупки как по нотам - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.newizv.ru/news/2005-12-23/37739/
12. Партушев, А., Шумов, Д. Звуки которых нет - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.yugzone.ru/articles/zvuk-2.htm
13. Слуховая терапия А.Томатиса - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.yugzone.ru/articles/tomatis.htm
14. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования/А.В.Торопова. – М., 2008. – 248 с.
15. Халявина, Т.Г. Музыкотерапия как психокоррекционное средство в работе с детьми с ЗПР/ Т.Г. Халявина // Тезисы региональной научно-практической конференции «Мир человека и его измерения», 2007

Программы, которые могут быть вам полезны:

Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его. Методы психологического творчества позволяют каждому человеку самостоятельно управлять своей жизнью, в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль и конфликты, танцевать настроение… Используя психологию творчества, каждый человек сможет реализовать свой потенциал и прийти к гармонии с собой. Курс обучения на программе профессиональной переподготовки «Психология творчества» исследует пути развития и укрепления творческих талантов на индивидуальном, групповом и организационном уровне. Он направлен на развитие навыков в создании более комфортных жизненных условий, освобождение и фокусирование творческой энергии на необходимый объект.

Арт терапия помогает людям избавиться от стресса, депрессии, эмоциональной боли, решить семейные проблемы, облегчает отреагирование переживаний, способствует изменению поведения, активизирует творческие силы. Институт позитивных технологий и консалтинга (институт психологии) предлагает всем желающим пройти профессиональную переподготовку по арттерапии (психология творчества). Существуют следующие направления специализации по арт-терапии: игротерапия, изотерапия, куклотерапия, фототерапия, цветотерапия. Все техники этого творческого метода оказывают мягкое психологическое воздействие на человека и крайне эффективны для коррекции негативных психоэмоциональных состояний.

Цветотерапия работает с воображением, стимулируя его и пробуждая внутреннюю способность людей на интуитивном уровне работать с цветом. Цвет оказывает большое влияние на человека, даже если это влияние игнорируется и не принимается во внимание. Психология цвета применялась с давних времен: уже народы таких древних цивилизаций, как Египет, Индия и Китай использовали свойства цвета (цветотерапию) для излечения больных. Наши курсы практической психологии  помогут вам глубже разобраться в воздействии цвета на человека и значении цвета в психологии.

Фототерапия как психотерапевтическая методика работает с одной из форм визуального искусства - фотографией. Фотография применяется психологом в работе для решения разнообразных психологических проблем, а также для гармонизации и развития личности. Фототерапия в качестве арт-терапевтического метода уже давно завоевала признание практических психологов, использующих психологию творчества, как терапевтический "ключ" к решению проблем клиентов. Институт психологии рекомендует и Вам обратить внимание на фототерапию, как на бесспорно эффективный психотерапевтический механизм!

Сказка представляет собой особую реальность, которая позволяет расширить рамки привычной жизни и понять мир чувств и переживаний. В психологии творчества это «соединительный мост» между сознательным миром и бессознательным, отражающий связь между событиями, происходящими в сказке, и поведением в реальной жизни.Сказкотерапия – один из арт-терапевтических методов, хорошо зарекомендовавший себя в работе с эмоциональными травмами, решении личностных и профессиональных проблем, различного рода кризисов. Кроме того, сказка применяется для развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия и взаимосвязей с окружающим миром.

Люди еще с древних времен заметили многостороннее влияние психологии рисунка на жизнь и здоровье (как психическое, так и физическое) и человечество неоднократно стало обращаться к изотерапии с надеждой на исцеление. Изотерапия позволяет выявлять и корректировать различные неблагоприятные душевные состояния "клиентов". Институт психологии предлагает слушателю окунуться в мир психологического анализа рисунков и изучить психотерапевтические методики определения состояния людей (детей и взрослых) по рисунку.

Игровая терапия (игротерапия) – это метод психологической коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. Потребность в игре и способность включаться в игру – не связаны, с возрастом человека. Институт психологии рекомендует прослушать курс по игротерапии (психология творчества) и освоить крайне полезные методики практической психологии. Арттерапия, как набор методов для практического психолога, является эффективной для коррекции и развития личности. Ценность арттерапии заключается в мягком и эффективном воздействии на человека.

Куклотерапия — еще одно направление арт-терапии. В последние годы куклотерапия начинает приобретать вес среди многих известных методов, применяемых для предупреждения и преодоления детских страхов. Работа с куклой в психологии творчества позволяет отделить страх и ребенка: это не он боится, а, например, любимый мишка или ослик. В этом случае ребенок выступает в роли храброго защитника своей любимой игрушки. Институт позитивных технологий и консалтинга приглашает всех желающих прослушать курс психологии творчества "Куклотерапия - работа с детскими страхами".

Песочная терапия в настоящее время используются во всем мире в области консультирования детей и взрослых. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая  моторика руки. Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Песочная терапия завораживает и притягивает. Подростки, которые уже знакомы с процессом, получают большое удовольствие от построения песочных композиций. Песочная терапия помогает подросткам  выразить себя и свои переживания, сообщить о них через фигуры, символы, ландшафт.

Тот, кто сможет овладеть особым языком сновидения и научится расшифровывать его послания, получит поистине царский подарок - действенный инструмент для управления собственной жизнью. Человек, работающий со сновидениями, получает возможность разобраться с собственными поведенческими паттернами, а так же развить творческие способности, получить  навыки, необходимые в реальной жизни, расширить сознание, осуществить личностный рост.

Курс повышения квалификации направлен на обучение интегративному психотерапевтическому подходу и ориентирован на обучение слушателей методу коррекции психотравмирующих эмоциональных состояний с использованием в консультационном процессе метафорических ассоциативных карт.

Методы проективной диагностики в арт-терапии с использованием метафорических ассоциативных карт - это эффективный психотерапевтический инструмент, который удобен в индивидуальной и групповой работе. Он также может применяться в терапии как с детьми, так и со взрослыми. Терапия с применением метафорических карт позволяет обойти сознательную цензуру, облегчая работу с внутренними подсознательными конфликтами клиента, помогает прояснить и осознать его актуальные переживания и потребности, собрав в сжатые сроки необходимый объем информации для качественной работы с клиентом.

Cамые интересные статьи по теме: Психология творчества (арттерапия)

05.07.2010

Много ли мы знаем о лабиринтах? Они существуют с древних времен, встречаясь даже в мифах и сказках и волнуя умы людей. Удивительно, но арттерапия использует лабиринты как отличный метод познания себя и принятия важных решений, разрешения ситуаций выбора и многое другое. Как же это работает?

05.05.2011

Цвет окружает нас повсюду, вызывая у нас приятные, нейтральные или неприятные эмоции. Несмотря на то, что каждый человек по-своему ощущает цвета, есть некоторые универсальные свойства восприятия цвета (они и изучаются психологией цвета), более того, цветом можно лечить (цветотерапия)

10.04.2009

Игротерапия – это одно из направлений арт терапии (психологии творчества), очень удобное и эффективное. К тому же, игра – ведущая деятельность в детском возрасте, позволяющая ребенку выразить некоторые чувства и переживания, которые невозможно выразить иначе... Более того, игротерапия имеет ряд направлений

Просмотров: 682 | Добавил: prowither | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz